Сюжетные линии вокруг генплана Ялты

06 ноября 2018 г.

В начале октября текущего года общественно-политическая газета «Ялта» опубликовала материал «Восемь вопросов прокурору Ялты Максиму Юдину», где озвучила ряд спорных тем, связанных с разработкой генерального плана Ялты, правил землепользования и застройки, стратегии социально-экономического развития региона (#81, октябрь 2018 г., стр. 3 - ссылка на публикацию).

В следующем 82-м номере газеты был размещен комментарий пресс-службы Проектного института «Геоплан», который не только дает ответ на поднятые вопросы, но и показывает ошибочность выводов и недостаточную компетентность их авторов в затрагиваемой теме. Это очередной пример того, что критика по отношению к процессу разработки и утверждения генплана Ялты зачастую базируется на неверных положениях и выводах (#82, октябрь 2018 г., стр. 4,5 - ссылка на публикацию).



Сроки, которые не вышли

Недавно в региональной ялтинской прессе в очередной раз прозвучал вопрос о сроках, предусмотренных для разработки проекта генерального плана Ялты. Да, как говорится, время никого не ждёт, и мы живем в мире объективной реальности, которая постоянно вносит в нашу жизнь свои коррективы. Попробуем по возможности разобраться в поставленном вопросе.

 Любой договор или контракт имеет в своем составе раздел, регламентирующий сроки его исполнения. В случае с муниципальным контрактом «Выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка генплана МО ГО Ялта» календарный график выполнения работ предусматривал четыре этапа, сроки на разработку были запланированы в соответствии с номами Градостроительного кодекса. В процессе работы наибольших временных затрат потребовал процесс решения спорных вопросов, возникающих при принятии решений по градостроительному проектированию на землях под самовольной застройкой, а также в переделах земель двух наиболее крупных землепользователей городского округа: ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» и ПАО «Массандра». Нуждались в исправления и разногласия в, предоставленных Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Ялты, сведениях об установленных границах населенных пунктов. Крымчане хорошо помнят период энергоблокады Крыма, когда всем на полуострове приходилось решать массу непростых задач по жизнеобеспечению. Распоряжением Главы Республики Крым №454-рг от 22.11.2015 года «О введении режима чрезвычайной ситуации техногенного характера» в Крыму был установлен режим, который подпадал под понятие обстоятельств непреодолимой силы. Это, в сложившихся условиях, было непредотвратимым для разработчиков и существенно затрудняло выполнение работ по контракту в части соблюдения сроков исполнения. По согласованию с заказчиком обоснованно были пересмотрены и установлены новые сроки выполнения работ на основании соответствующих пунктов контракта (п. 3.3, п. 9.3).

Новые сроки контракта были полностью соблюдены, весь комплект проектной документации подготовлен вовремя. Пришло время публичных слушаний (которые были проведены в ноябре 2016 года) и согласования разработанных документов в министерствах и ведомствах федерального, республиканского уровня, на муниципальном уровне. Сегодня процесс этот, видимо, подходит к своему логичному завершению. В сентябре этого года Глава Республики Крым Сергей Аксёнов провёл заседание архитектурно-градостроительного совета Республики Крым. После обсуждения члены градсовета пришли к выводу: рекомендовать проект генплана к рассмотрению на сессии городского совета Ялты.

 

В программе произошли изменения

Ещё один сюжет, который в последнее время муссируется в прессе и социальных сетях –это муниципальная программа «Разработка Генерального плана, правил землепользования и застройки территории МО ГО Ялты в 2015-2016 гг.» и якобы незаконное выделение бюджетных средств для её реализации.

Обратимся к открытому и общедоступному источнику – сайту муниципального образования городской округ Ялты (точнее разделу Ялты на сайте правительства Крыма). На нём несложно найти сканы интересующих нас документов и проследить их хронологию. Итак, первым документом, в котором идёт речь о финансировании работ по разработке генплана является Постановление главы администрации города Ялты от 02 ноября 2015 года №2678-п «О подготовке проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым». Документ даёт старт процессу разработки генплана и указывает источник финансирования, ссылаясь на Соглашение «О предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на осуществление полномочий по вопросам местного значения по подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа Ялта».

Вслед за этим 14 декабря 2015 года было издано постановление №3282-п «Об утверждении муниципальной программы «Разработка Генерального плана, правил землепользования и застройки территории МО ГО Ялты в 2015-2016 гг.». Программа предусматривает два мероприятия: разработку генплана (реализация в 2015-2016 гг.) с финансированием в течение этих двух лет в размере 46133 тыс. руб. и разработку правил землепользования и застройки (реализация в 2016 г.) с финансированием в размере 20000 тыс. руб. в 2016 году. То есть первоначально суммарно программа предусматривала общий объем средств в размере 66131 тыс. руб.

1 июня 2016 года в постановление №3282-п были внесены изменения, которые касались Приложения №1 (т.е. содержания самой Программы). Главой администрации Ялты было подписано Постановление №1602-п от 01.06.2016 г. «О внесении изменений в приложение №1 к постановлению администрации города Ялты от 14 декабря 2015 года «Об утверждении муниципальной программы «Разработка Генерального плана, правил землепользования и застройки территории МО ГО Ялты в 2015-2016 гг.». В скорректированном тексте Приложения №1 предусмотрено финансирование только первого мероприятия – разработки генерального плана в 2015-2016 гг. Объем средств, предусмотренных на этот пункт, составил 46133 тыс. руб. в течение двух лет. Финансирование разработки правил землепользования и застройки (ПЗЗ) в данной редакции документа не предусмотрено. Таким образом становится понятно, что при отсутствии на тот момент запланированного финансирования разработка ПЗЗ оставалась лишь потенциально реализуемым мероприятием и могла быть осуществлена только в случае утверждения генплана и выделения дополнительных средств.

Таким образом анализ документов, находящихся в открытом доступе, снимает сразу несколько вопросов. Становится понятным несостоятельность претензий о якобы незаконно выделенных средствах на разработку ПЗЗ, разработке ПЗЗ до принятия генплана. Де-юре и де-факто бюджетные средства для этой части Программы выделены не были, разработка ПЗЗ не осуществлялась и не оплачивалась. Будем надеяться, что в полном объеме запланированное удастся реализовать в ближайшем будущем.

  

При наличии отсутствия

В спорах вокруг ялтинского генплана периодически всплывает один и тот же вопрос: на каком основании процедура принятия генерального плана идёт до принятия Стратегии социально-экономического развития Ялты? Звучит он и со страниц городской газеты «Ялта» в элегантном обрамлении ещё двух вопросов. Их автора также интересует кем и когда подписан акт приёма-передачи выполненных работ по проекту Стратегии социально-экономического развития Ялты до 2030 года, и кто в настоящее время разрабатывает новый проект Стратегии?

Итак, по пунктам.

Первое. Действительно, в не таком уж далёком декабре 2016 года городской совет Ялты с интервалом в неделю сначала утверждает, разработанную РАНХиГС Стратегию, а затем отменяет своё решение. При этом депутаты мотивируют отмену своего решения тем, что «побежали впереди паровоза», т.е. утвердили муниципальный документ до принятия стратегии экономического развития на республиканском уровне. Заказчиком разработки Стратегии выступила администрация города. В открытом доступе (на сайте госзакупок) можно найти и текст контракта, и экспертное заключение. Там же размещен акт сдачи-приема на котором прекрасно виден ответ, на так интересующий автора, вопрос.

Второе. Ялтинский городской совет с 2014 года в общей сложности принял девять решений, которые так или иначе касаются разработки Стратегии. Проект Стратегии в целом (утвержденный в 2016 году) не был отменен. Следовательно, разработчик документа не поменялся, а корректировки в документ могут вносится как органами местного самоуправления, так и «общественными, научными и иными организациями». Об этом гласит статья 5 Закона «О стратегическом планировании в Республике Крым». Более того, 10 октября текущего года прошло заседание Общественного совета Ялты, на котором в очередной раз обсуждался (и был поддержан) уточненный проект Стратегии, а 12 октября сессия горсовета приняла решение о назначении по нему публичных слушаний. Уже больше недели рабочая группа принимает предложения и замечания по проекту. Думается, что при желании не составит труда обратиться в рабочую группу, либо пообщаться по этому вопросу с председателем Общественного совета Людмилой Ковалёвой, как с коллегой по общественной деятельности.  

И наконец третий вопрос, с которого мы и начали. Ответ на него прост. Наличие Стратегии является желательным, но не обязательным условием для разработки генерального плана. Да-да, ведь об этом недвусмысленно сказано в «Методических рекомендациях по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», утвержденных Минэкономразвития РФ в 2011 году. Пункт 5.4 гласит: «Подготовку проекта генерального плана следует осуществлять на основании …, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) …». Более того некоторые специалисты смотрят на вопрос взаимосвязи и взаимозависимости градостроительного и социально-экономического развития территории шире. Например, доктор экономических наук В.П. Грахов так и озаглавил одну из своих статей – «Генеральный план как стратегия социально-экономического развития территории». В любом случае затронутая тема важна, но должна быть изъята из полемического арсенала участников обсуждения генерального плана Ялты.

 

Экология: смотрим в книгу – видим…

Сама постановка вопроса об оценке воздействия на окружающую среду планировочных предложений генплана свидетельствует о том, что его автор не слишком утруждал себя чтением материалов, которые пытается критиковать. Иначе он бы увидел, что работу над экологической составляющей проекта выполняла группа специалистов в области градостроительной экологии из Симферополя, а также их коллеги из Санкт-Петербурга.

 К работе над генеральным планом были приглашена группа учёных – сотрудников Таврической академии КФУ им. Вернадского. Возглавили группу представители географического факультета: кандидат биологических наук, доцент кафедры землеведения и геоморфологии Дмитрий Епихин и кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Сергей Карпенко. Последний к тому же является исполнительным директором Научно-исследовательского центра «Технологии устойчивого развития». В текстовых материалах генплана (том второй часть вторая) разделы 1.8 и 1.9 посвящены вопросам охраны окружающей среды, градостроительным ограничениям и особым условиям использования территории. Разработчики выполнили оценку современного экологического состояния проектируемой территории, исследован объем использованного экологического потенциала в рамках схемы зонирования территории. Далее, в соответствии с планировочными предложениями генплана, проводилась оценка прогнозного уровня воздействия источников экологической опасности и негативного воздействия на окружающую среду, разработана схема «Зоны прогнозируемого воздействия на окружающую среду» (вошла в состав графических материалов). На основании проведенных исследований предложены природоохранные мероприятия: мониторинг зон воздействия источников экологической опасности, создание охранных зон, очистка, рециклинг, функциональное зонирование, озеленение, создание санитарно-защитных зон и санитарных разрывов и др. Соблюдение баланса экологической, экономической и социальной составляющей при разработке генерального плана является одной из главных его целей. Она вполне осознавалась разработчиками и была ими достигнута. Вывод из вышесказанного прост: внимательное чтение материалов генплана сэкономит не только время для конструктивной деятельности, но и нервные клетки, которые, как говорят, не восстанавливаются.